Центральный ботанический сад
Национальной академии наук Беларуси
Адрес: г. Минск, ул. Сурганова, 2В
Заказ экскурсий: +375 17 292-69-15
Магазин: +375 44 599-22-13

Берёза повислая. Бытующие в народе легенды и мифы

Есть несколько вариантов происхождения латинского названия Betula. Оно либо заимствовано в латинском языке от кельтского betu – берёза, или от видоизменённого латинского batula – бить, колотить. Римские ликторы, расчищая путь среди толпы, колотили народ берёзовыми палками. В более близком прошлом ленивых школяров и студентов секли розгами, чаще всего берёзовыми. Отсюда выражение “отведать берёзовой каши”.

Русское слово “берёза” восходит к древнему корню “bhe” – “белизна”, “белый”. Лингвисты связывают её название с глаголом “беречь”. Считается, что название “берёза” произошло в 7 веке и является однокоренным слову “беречь”. Дело в том, что в языческиевремена у славян была богиня – Берегиня, которая являлась матерью всех духов, а также символизировала весну. Её символом в свою очередь была именно берёза.

Славяне считали берёзу даром богов, оберегающим человека, символом света, чистоты, женственности, олицетворением нежности. В связи с этим она являлась у славян одним из самых почитаемых деревьев. В былинах, сказках легендах происхождение берёзы обычно связывают с превращением в неё девушки, чаще всего кем-то обиженной.

По сложившейся традиции к берёзе часто приезжают молодожёны. Считается, что поклонившаяся этому деревупара никогда не будет знать разлуки.

В легенде хантов о небесной девушке говорится, что когда-то в давние времена забыли люди о доброте, о чистоте. Стали они обманывать друг друга. Черные мысли рождались в их головах и чёрные чувства жили в их сердцах. Застонала от этого Земля, коркой лжи и зависти покрылась. Великий стон до Неба дошёл. Посмотрела дочь Неба на землю. Чёрные мысли людей Землю душат, умирает она. Содрогнулась небесная девушка от ужаса. Великая боль пронзила её сердце. Не выдержало оно и рассыпалось. Кусочки по земле развеялись. В человека попадут – человек очищается. В дерево попадут – дерево белеет. Так и появились на нашей земле берёзы. Вот и говорят, что берёзы – это кусочек небесной жизни.

Но, пожалуй, самые удивительные легенды связаны с чёрной берёзой, которая встречается и у нас - в Беларуси, и в других странах. Самая крупная (11,8 га) в республике роща берёз с корой чёрного цвета (с красноватым оттенком) находится в Ивацевичском районе. Среди учёных нет единого мнения о природе этих черных берёз. Одни считают их предками современных берёз, стволы которых прибрели белую кору гораздо позже. Другие полагают, что это – или мутация, или природная аномалия. И, конечно же, об этом необычном природном явлении сложено множество мифов и легенд.

В одном белорусском селе жила женщина, у которой было две дочери: светленькая и чернявая. Когда сестры подросли, то одновременно полюбили одного парня из соседней деревни. Каждой из них он отвечал взаимностью, но никак не мог решить, какая же из девушек нравится ему больше. Однажды он назначил свидание сразу двум сёстрам в одном и том же месте, но в разное время. Но так сложилось, что они пришли на свидание в условленное место одновременно. Когда обман раскрылся, то от горя девушки превратились в берёзы: одна – в белую, а другая – в чёрную.

Есть и другая легенда. Собрались десять девушек в деревне замуж выходить, да напал на землю нашу враг, ушли добры молодцы свой край защищать и не все вернулись. На весёлых свадьбах гулял народ в девяти домах, у одной же невесты жених погиб, сражаясь в бою. Девушка дала обет всю жизнь оплакивать своего любимого и никогда не примерять свадебного наряда. Облачилась она в черные одежды и уж не снимала их. А когда умерла, душа девушки переселилась в берёзу, которая приняла её страдания и печальный образ.

В Древней Руси существовало множество обычаев, связанных с берёзой, некоторые из которых живы и по сей день. Наши предки почитали её за то, что она, по поверьям, могла исполнять самые сокровенные желания. Нередко девушки приносили берёзе угощения, обращались к ней с просьбой исполнить заветную мечту. Они украшали берёзы своими лентами, вынутыми из косы, плели венки из берёзы, шли к речке и, встав спиной к воде, сбрасывали их с головы. Если венок шёл ко дну, то по поверью это значило, что-либо то, о чём она мечтала, не сбудется, либо девушка умрёт в этом году. А если венок приставал к другому берегу, это означало, что любовь девичья “пристанет” к сердцу парня.

Беременные женщины просили у берёзы силы и помощи, чтобы роды были лёгкими и удачными, а ребёнок рос здоровым и счастливым. А когда он рождался, сажали у дома молодую берёзку. По поверьям, это сделает его счастливым, а семью, живущую в этом доме, оградит от напастей. Практически во всех странах Европы колыбели для новорождённых делали из берёзовой древесины.

В давние времена наши славянские предки после завершения цикла весенних работ устраивали ритуальный праздник, связанный с языческим культом растительности. Он приходился на пик расцвета природы и был призван задобрить природные силы перед наступающим летом, чтобы вырастить хороший урожай, который обеспечит достаток и благополучие семьи. Олицетворением наступающего лета тоже была берёза, которую люди славили песнями и выражали свою радость в танцах и массовых хороводах. Народ верил, что берёза способна приносить счастье и радость в любой дом. Считалось, что оставленные на чердаке берёзовые ветки защищают дом от молнии, грома и града, а воткнутые в поле, отгоняют от посевов грызунов и птиц и обеспечивают хороший урожай. В эти дни ещё плели из берёзовых веток венки. Один набрасывали утром корове на рога и в нём она ходила весь день. После этого хозяйка скармливала этот венок корове, чтобы та больше молока давала. Другой полный весенних сил венок она берегла на случай, если корова заболеет. Тогда ветки из него добавляли в корм.

Позже на этот ритуальный праздник христиане наложили свой плавающий по календарю праздник святой Троицы, который для более лёгкой ассимиляции ещё называют Зелёные Святки. Он может отмечаться в конце мая или начале июня.

В старину берёзу называли деревом четырёх дел.

Первое дело – мир освещать”. На протяжении столетий крестьянские избы освещала берёзовая лучина: она горела долго и почти без копоти и искр.

Второе дело – крик утишать”. В старину берёзовым дёгтемсмазывали колеса телег и карет, чтоб не скрипели. А младенцев “от крика”, чтобы ночью спали спокойно, а днём не капризничали, поили отваром из берёзовых почек.

Третье дело – больных исцелять”. Целебными свойствами обладают практически все части берёзы. По поверью берёза могла взять на себя любые болезни, отведя их от человека. Крестьяне, обращаясь к берёзе с просьбой об исцелении, скручивали над больным берёзовые ветки, угрожая не отпускать до тех пор, пока болезнь не отступит. Верили – если под корни берёзы вылить воду, в которой купался больной человек, то недуг уйдёт в землю.

Четвёртое дело – чистоту соблюдать”. Берёзовыми вениками и мётлами наводили чистоту и в доме, и во дворе.

1 - Главный вход
2 - Коллекции цветочных растений
3 - Экспозиции цветочных растений
4 - Розарий
5 - Ландшафтный парк
6 - Центральный партер
7 - Экспозиционная оранжерея
8 - Каменная горка
9 - Сад сирени
10 - Сад рододендронов
11 - Лимонарий
12 - Плодовый сад
13 - Маточник садовых форм
14 - Древесный питомник
15 - Сектор флоры Дальнего Востока
16 - Сектор флоры Северной Америки
17 - Сектор флоры Европы и Сибири
18 - Сектор флоры Крыма и Кавказа
19 - Сектор флоры Средней Азии
20 - Сектор флоры Беларуси
21 - Участок лекарственных и пряно-ароматических растений
22 - Участок кормовых и биоэнергетических растений
23 - Лесопарк
24 - Карантинная оранжерея и питомник
25 - Селекционный питомник орнаментальных растений
Кафе
Туалет
1
Главный вход
2
Коллекции цветочных растений
2
Коллекции цветочных растений
3
Экспозиции цветочных растений
4
Розарий
5
Ландшафтный парк
6
Центральный партер
7
Экспозиционная оранжерея
8
Каменная горка
9
Сад сирени
10
Сад рододендронов
10
Сад рододендронов
11
Лимонарий
12
Плодовый сад
12
Плодовый сад
13
Маточник садовых форм
14
Древесный питомник
15
Сектор флоры Дальнего Востока
16
Сектор флоры Северной Америки
16
Сектор флоры Северной Америки
16
Сектор флоры Северной Америки
17
Сектор флоры Европы и Сибири
18
Сектор флоры Крыма и Кавказа
19
Сектор флоры Средней Азии
20
Сектор флоры Беларуси
21
Участок лекарственных и пряно-ароматических растений
22
Участок кормовых
и биоэнергетических
растений
23
Лесопарк
24
Карантинная оранжерея и питомник
25
Селекционный питомник орнаментальных растений
Аллея ореха маньчжурского
Аллея рябины обыкновенной
Ал. дуба черешчатого
Ал. тополя черного
Аллея тополя канадского
Аллея клена серебристого
Аллея березы повислой
Аллея туи западной
Аллея липы мелколистной
Аллея ели европейской
Аллея ясеня пенсильванского
Аллея черемухи Маака
Ал. яблони сливолистной
Озеро