Центральный ботанический сад
Национальной академии наук Беларуси
Адрес: г. Минск, ул. Сурганова, 2В
Заказ экскурсий: +375 17 292-69-15
Магазин: +375 44 599-22-13

Лещина обыкновенная. Бытующие в народе легенды и мифы

Лещину (в народе её чаще называют Орешник), как и всякое дерево, дающее обильный урожай с древних времён является символом плодородия и изобилия. Древние римляне почитали богиню урожая и плодородия Цереру (в греческой мифологии ей соответствует Деметра). Она была ответственна за произрастание зерновых культур и других растений, а также была связана с подземным миром. Во время празднования посвящённых ей цереалий (оно начиналось 12 апреля и продолжались восемь дней), крестьяне разбрасывали по полям орехи. Это по их убеждениям должно было обеспечить богатые всходы, защитить их от зноя и стимулировать рост урожая.

Согласно поверьям, используя плод ореха в различных магических ритуалах, можно беседовать с усопшими, вызывать дождь, исцелять от бесплодия, набираться мудрости или напротив – лишить человека рассудка.

В кельтской мифологии есть предание, согласно которому у источника, вытекающего из потустороннего мира и дававшего начало реке Бойн (одной из главных рек Ирландии) росло дерево орешника, заключавшее в себе божественную мудрость. Считалось, что его орехи наделяют отведавших их полнотой знания. Кроме того, у кельтов в священных прудах водились мудрые лососи, которые, наевшись орехов с девяти священных деревьев, получили пятнышки на спины (по числу съеденных орехов) и дарили мудрость тем, кто их сварит, но не съест, а обожжётся горячим соком.

В Англии говорили: “Ореховый год – мальчишек приплод”. Во Франции орехи разбрасывали на свадьбах.

Славяне тоже осыпали новобрачных орехами, чтобы брак оказался плодовитым. Незамужние же девушки клали орехи в свои сундучки – дабы приданное накопилось богатое. Также верили, что орех-двоешка приносит счастье и богатство, и потому берегли его и носили в кошельках, чтобы водились деньги, и на шее, чтобы избежать болезней и всяких бед.

Некоторые сказки указывают на связь ореха с вечными стихиями огня и воды. Сербская сказка упоминает о двух орехах, данных доброму молодцу вещими бабами: когда был разбит один орех – из него потекла река, когда разбили другой – из него вырвалось пламя.

На орехах раньше гадали на удачу. Из мешка наугад доставали один орех и раскалывали его. Если орех хороший – будет гадающему всяческое благополучие, если пустой – жди неприятностей и потерь. В Англии существовало ореховое гадание на любовь. Если девушка хотела узнать, будет ли она счастлива в любви, то брала два ореха и называла один своим именем, а другой – именем любимого, а затем бросала их в огонь. Если оба ореха загорались одновременно, это сулило счастье в личной жизни. Ну, а уж коли влюблённые молодые люди, щелкая орешки, находят орех с двумя ядрышками – вот доброе предзнаменование! Только его надобно магически закрепить. Если объект любви рядом, следует разделить с ним ядрышки и съесть. Если нет, одно ядрышко надо съесть, второе же молча бросить через левое плечо и не произносить ни слова, пока не зададут вопрос, на который можно ответить “да”.

Народные поверья и мифологические представления о чудесных свойствах ореха немецкий писатель Гофман обыграл в сказке “Щелкунчик и мышиный король”. В ней под действием проклятия мышиной королевы Мышильды прекрасная принцесса Перлипат превратилась в уродину, и вернуть её красоту можно было только с помощью ореха Кракатук. Принцесса должна была съесть его волшебное ядрышко. Но разгрызть супертвёрдую скорлупу Кракатука, как и победить впоследствии сына Мышильды – семиглавого мышиного короля, было под силу только Щелкунчику, непревзойдённому мастеру щелкать орешки.

Поляки и хорваты, заприметив, что у их коров убывает молоко, разводили огонь при помощи ореховых веток, полагая, что их дым прогонит ведьму, отбирающую у коров молоко. Скандинавы погоняли коров ореховыми прутами, чтобы лучше доились. Перед первой дойкой скот подкармливали ореховыми листьями,чтобы молоко хорошо прибывало.

Ветви лещины с глубокой древности расценивались как магический инструмент для ворожбы. В магии древних кельтов ореховый прут выполнял функцию волшебного жезла, которым пользовались не только эльфы и чародеи, но и простые смертные – дабы с его помощью найти припрятанные клады. Именно это положило начало лозоходству – методу поиска воды, металлов и кладов, основанному на поведении чувствительного “волшебного” прутика.

Девочкам, учившимся прясть давали веретено, изготовленное из древесины лесного ореха, чтобы её работа “множилась”.

Люди издавна заметили, что в лещину не бьёт молния. Когда начиналась гроза, пастухи прикрепляли его ветки к одежде или затыкали за пояс. Ветки втыкали в землю в поле и в огороде, под крышу дома и хлева, чтобы гроза обошла их стороной. Ещё наши предки верили в то, что молния бьёт лишь в те места где спрятался чёрт.Считалось, что прут орешника может его отпугнуть и отогнать, поэтому если что-то хотели защитить от молнии или от нечистой силы к нему прикрепляли ветви лещины или обмахивали ими.

Народная фантазия часто олицетворяла юркую белку с молнией. В одной польской сказке говорится о чудесной белке. Сидит белка-молния на Мировом древе-тучедереве и грызёт орехи. Скорлупа у орехов золотая, а зерна – жемчуг. Эти небесные орехи обладают силой даровать плодородие.

Вместе с тем, по славянским поверьям, гроза и гром, не властные над самим орешником, губительно влияют на его плоды: орехи чернеют, как бы сгорая изнутри, и опадают с веток. Основой этой приметы послужил стародавний миф, что во время грозы Перун обрывает небесные орехи и грызёт их острыми зубами.

Лещина, будучи чистым и священным растением широко использовалась у славян в качестве природного оберега от нечисти или нечистой силы. Палкой из орешника очерчивали вокруг себя магический круг, который нечистая сила не могла переступить. Чтобы на ребёнка не напала порча его колыбель обходили с зажжённой ореховой веткой.

Орешник властен не только над представителями тёмных сил, но и над существами, издревле с ними ассоциирующимися – земноводными гадами и мышами. Болгары полагали, что змеи не только боятся лещины, но и умирают от неё. А чехи и словаки подкладывали ветки лесного ореха в амбары, били ими по стенам домов и кладовых, дабы изгнать оттуда мышей. По христианской легенде святой Патрик, размахивая ореховым прутом, очистил земли Ирландии от змей, согнав их в море. С тех пор змеи там не водятся.

По другим поверьям заросли орешника являются змеиными местами, и они близки к реальности. Под корнями лещины вроде бы обитает змеиная царица – змея с драгоценным камнем на голове, которая стережёт спрятанные там сокровища .Осенью перед уходом на зимовье к ней собираются все змеи и только после её ухода они расползаются по своим подземным убежищам. Если выпадет помочь змеиной царице в беде, она не забудет: научит различать растения, понимать язык животных и слышать, о чём шепчется трава. А если её словить, сварить и съесть, можно вернуть себе молодость и силы. Такой человек сможет судьбу предрекать, но только чужую, собственная ещё глубже спрятана будет. Считалось что появляющиеся весной клещи тоже выходят из орешника.

По поверьям южных славян (сербов, болгар, македонцев), в орешнике селятся души предков, которые могут посетить наземный мир проникая сквозь его ветви.

Существует ещё множество легенд и преданий про лещину, но кажется из того, что мы уже узнали, становится понятным: Орешник – очень сильное, но спокойное и миролюбивое дерево. Если суметь с ним договориться, он защитит дом или землю от лихих сил и плохих людей, не допустит несправедливого суда, убережёт от чужого злого умысла, воспрепятствует влиянию злой воли на исход дел. Да, действительно, трудно найти другого такого справедливого, неподкупного, неподвластного никаким эмоциям и влияниям оракула. Но от того зла, которое вы сами несёте, он вас не убережёт. Не надейтесь!

1 - Главный вход
2 - Коллекции цветочных растений
3 - Экспозиции цветочных растений
4 - Розарий
5 - Ландшафтный парк
6 - Центральный партер
7 - Экспозиционная оранжерея
8 - Каменная горка
9 - Сад сирени
10 - Сад рододендронов
11 - Лимонарий
12 - Плодовый сад
13 - Маточник садовых форм
14 - Древесный питомник
15 - Сектор флоры Дальнего Востока
16 - Сектор флоры Северной Америки
17 - Сектор флоры Европы и Сибири
18 - Сектор флоры Крыма и Кавказа
19 - Сектор флоры Средней Азии
20 - Сектор флоры Беларуси
21 - Участок лекарственных и пряно-ароматических растений
22 - Участок кормовых и биоэнергетических растений
23 - Лесопарк
24 - Карантинная оранжерея и питомник
25 - Селекционный питомник орнаментальных растений
Кафе
Туалет
1
Главный вход
2
Коллекции цветочных растений
2
Коллекции цветочных растений
3
Экспозиции цветочных растений
4
Розарий
5
Ландшафтный парк
6
Центральный партер
7
Экспозиционная оранжерея
8
Каменная горка
9
Сад сирени
10
Сад рододендронов
10
Сад рододендронов
11
Лимонарий
12
Плодовый сад
12
Плодовый сад
13
Маточник садовых форм
14
Древесный питомник
15
Сектор флоры Дальнего Востока
16
Сектор флоры Северной Америки
16
Сектор флоры Северной Америки
16
Сектор флоры Северной Америки
17
Сектор флоры Европы и Сибири
18
Сектор флоры Крыма и Кавказа
19
Сектор флоры Средней Азии
20
Сектор флоры Беларуси
21
Участок лекарственных и пряно-ароматических растений
22
Участок кормовых
и биоэнергетических
растений
23
Лесопарк
24
Карантинная оранжерея и питомник
25
Селекционный питомник орнаментальных растений
Аллея ореха маньчжурского
Аллея рябины обыкновенной
Ал. дуба черешчатого
Ал. тополя черного
Аллея тополя канадского
Аллея клена серебристого
Аллея березы повислой
Аллея туи западной
Аллея липы мелколистной
Аллея ели европейской
Аллея ясеня пенсильванского
Аллея черемухи Маака
Ал. яблони сливолистной
Озеро