Своеобразие внешнего облика сосен, их удивительная способность при повреждении ствола выделять ароматную смолу, запах смолистой древесины издавна делали их объектом мифов, ритуальных церемоний и поклонений. Возможность разнообразного использования получаемых от неё продуктов для жизнедеятельности людей во всех местах где она произрастает, она получила достойный отклик в легендах, преданиях и народном фольклоре. У разных народов речь идёт конечно же о разных видах деревьев, но всё же о сосне, поэтому и мы не будем заострять внимание видовых различиях.
Сосна довольно часто упоминается в древнегреческой мифологии.
Древнегреческому богу пастушества и скотоводства, плодородия и дикой природы Пану однажды понравилась нимфа Питис, которую восхищала его музыка. Но эту нимфу любил холодный и страшный бог северного ветра Борей. Увидав свою возлюбленную, увлечённую игрой другого бога, он воспылал ревностью и принялся дуть с такою силой, что бедная Питис, не устояв на ногах, упала в пропасть и разбилась. Боги, тронутые её горестной судьбой, превратили её в сосну. С тех пор это дерево посвящено Пану, его самого иногда изображают с венком из сосновых веток на голове. Ну а Борей теперь мог в любое время поласкать крону любимой красавицы и прошептать ей нежные слова.
Другое древнегреческое сказание, связанное с сосной ещё более печальное. Как-то Дионис бог виноградарства и виноделия подарил Икарию за тёплый приём виноградную лозу и меха с вином. Он угостил им пастухов. Те, охмелев от нового напитка и решив, что их отравили, убили Икария и закопали тело под сосной. Дочь Икария Эригона, не выдержав горя, повесилась на этой же сосне. Перед смертью она произнесла страшное проклятье: все афинские девушки должны были разделить с ней её участь, пока отец не будет отомщён. В Аттике, где происходили эти события, началось повальное бедствие – молодые девушки стали сходить с ума и вешаться на соснах. Народ, узнав от оракула о проклятии, чтобы задобрить дух Эригоны, отловил пастухов-убийц и повесил их, также учредили поминальное празднество в честь Икария и Эригоны с жертвоприношениями из полевых плодов. Во время праздника девушки, раскачивались на привязанной к ветке сосны верёвке, взявшись за неё руками. Говорят, позже к её нижнему концу привязали перекладину, откуда и произошли качели. На сосны посреди виноградников развешивались маски, изображающие Диониса. Считалось, что та часть виноградника, куда повернутся маски, даст лучший урожай.
Кстати, деревянный жезл Диониса – тирс, был увит плющом, виноградными листьями и увенчан сосновой шишкой.
Так и хочется думать, что эта легенда о сосне и вине как-то связана с одним из самых популярных недемократичных напитков всей Греции – “смоляным” вином Рециной. Но нет, хотя такие вина известны в Греции уже более 2700 лет, у них совсем другая история.
Из сосновой древесины был построен корабль аргонавтов и корабли троянцев. В битве лапифов с кентаврами неуязвимого к металлическому оружию Кенея последние вогнали в землю ударяя его стволами сосен. Бог Апполон за то, что сатир Марсий осмелился состязаться с ним в музыкальном мастерстве подвесил его на высокой сосне и содрал с него кожу. Разбойник Синис нападал на проходящих мимо его путников и грабил их. После этого он привязывал ограбленных за ноги к верхушкам двух пригнутых друг к другу сосен. Отпущенные деревья разрывали тела невинных жертв надвое. Один из островов в дельте Дуная, на котором росло много сосен, был назван в честь одноимённой с сосной нимфы Певки (Пеуцы).
С сосной связаны интересные древние поверья. В старину верили, что сосна способна избавить от тяжёлого чувства вины, снять порчу. Сосновые ветки, спрятанные под дверью, отгоняли злую энергию, а зашитые в подушку – избавляли от болезней. Считалось, что сильный оберег можно получить, если повесить золотую цепочку на ветку живой сосны на несколько часов.
Янтарь – это окаменевшая ископаемая смола (затвердевшая живица) древнейших хвойных деревьев, в том числе и древних сосен, способен привлекать богатство. Перебирание янтарных чёток и представление будущего богатства сулило исполнение материальных желаний.
По древнему ненецкому поверью сосны с шарообразным расположением веток нельзя бить палкой. Считается, что обитающий там дух ветра может унести побеспокоившего его в “никуда”. В Центральной и Северной Европе они стали символами доброты и силы. Жители Северной Европы создали много сказок об этом добром и могучем дереве. Это хорошо видно из “Зимней сказки” финского писателя Захариуса Топелиуса, в которой повествуется о двух огромных соснах Подопри-небо и Зацепи-тучу, исполняющих любое желание. В странах Востока считают, что сосны отводят беду и приносят счастье.
У славян сосна, наравне с другими почитаемыми деревьями, выступала в роли Древа жизни. Люди делили его на три части и строили на нём целую систему мира. В его ветвях обитали Солнце и Луна, находили приют птицы. Со стволом были связаны пчёлы, а в корнях жили змеи и бобры. Оно часто присутствовало в сказах, символизируя жизнь и смерть. Сосна была атрибутом Велеса – бога лесов, богатств, дикой природы, науки и мудрости. Место поклонения Велесу выбирали в самой глуши хвойного леса, где рядом с муравейником росло три могучих сосны. Из сосны же делались обереги, посохи, идолы, обладающие связью с богом леса.