Центральный ботанический сад
  • Адрес г. Минск, ул. Сурганова, 2В
  • Email office@cbg.org.by

Ель обыкновенная. Бытующие в народе легенды и мифы

Своё родовое латинское название – Piceaона получила от латинскогоpix, picis – смола. Русское название происходит от древнеславянского “игль”, т.е. острая, колючая, игольчатая.

Для наших предков ель издавна была деревом особенным. У славян она, считалась священной, являлась символом долголетия, бессмертия вечной молодости и силы. Говорили – ель круглый год не спит, бодрствует, счастье наше стережёт. Её считали защитницей дома, несущей добро, исцеление от болезней. На Украине еловые ветки, вместе с шиповником и крапивой, втыкали в канун купальской ночи перед воротами, в крышу хлева, чтобы уберечь скот от ведьм и болезней. Ветви клали под дом, в подпол – чтобы буря не тронула. Свадебный каравай с давних времён и до сих пор украшают узором в ёлочку.

При первом удое молоко процеживали через еловые веточки, чтобы оно не испортилось. По славянским традициям возле ели полагалось веселиться, петь и плясать. Так старались разбудить весеннюю богиню, для того чтобы она отправила на землю своего сына по имени Свет, который прогонит Зиму и освободит землю от ледяных оков.

Но, одновременно с позитивным, у древних народов было и настороженное, опасливое отношение к ели. Наши предки свято верили, что в её густых ветках живут духи, которые могут наслать метель, морозы и другие напасти. Чтобы уберечься от их гнева, люди задабривали эти деревья подарками, особыми обрядами.

Для многих народов с незапамятных времён ель – дерево мёртвых, дерево смерти. Во всех странах, где растёт ель, с ней были связаны погребальные обряды.

Такое отношение к этим деревьям можно объяснить тем, что еловые леса – самые тёмные. В них всегда сумрачно, не слышно пения птиц, воздух влажный и неподвижный. Священные еловые боры заключали в себе особый мир, принадлежащий предкам.В них нельзя было смеяться, шуметь, собирать ягоды, грибы, валежник на дрова, рубить деревья. Все это создавало довольно мрачное настроение и рождало негативные поверья о ели.

Наши предки были уверены, что если возле дома посадить ель, то в семье начнутся несчастья: одинокая женщина до конца своих дней будет одинока, или скоро умрёт. Девушки не смогут выйти замуж, жёны будут бесплодны, или же будут рожать только дочек. Считали, что ель особенно отрицательно относится к мужчинам, “выживает”их из дома. В Беларуси ель не сажали из опасения, что “в доме ничего не будет вестись”, “ничего не будет родить ни в хлеву, ни дома”. А если все-таки дерево посадили рядом с домом, и оно вдруг засохло, или в него ударила молния, то все хозяева дома очень скоро уйдут на тот свет.

Кроме того, существовало поверье, что ель – проклятое дерево и потому притягивает к себе молнии. Действительно, молния часто бьёт в одиночно стоящие деревья ели.

Сегодня у большинства людей ель ассоциируется с праздником Нового года, подарками, весельем. Как же произошло превращение “дерева смерти” в дерево радости?

В старые времена Новый год на Руси праздновали 1 марта и праздничным деревом почиталась вишня. Её наряжали украшая разными подношениям и восковыми зажжёнными свечами. После крещения Руси Новый год (Новолетие) перенесли на 1 сентября и дерево в честь него не наряжали.

“Праздничной” ёлка стала на Руси в 1700 году по указу Петра I, который позаимствовал у немцев обычай наряжать ёлку на новый год. В царском указе говорилось: “Поелику в России считают Новый год по-разному, с сего числа перестать дурить головы людям и считать Новый год повсеместно с первого января… В честь Нового года учинять украшения из елей, детей забавлять, на санках катать с гор. А взрослым людям пьянства и мордобоя не учинять – на то других дней хватает”.