Центральный ботанический сад
  • Адрес г. Минск, ул. Сурганова, 2В
  • Email office@cbg.org.by

Липа крупнолистная. Бытующие в народе легенды и мифы

В противоположность “мужскому” дереву – дубу липа олицетворяет женственность, возможно за мягкость и податливость своей древесины.

В античной мифологии липа и дуб символизировали супружескую любовь. Данная символика возможно родилась благодаря мифу о благочестивых супругах. Легенда гласит, что некогда в очень далёкие времена они проживали в Древней Греции на родине царя Мидаса, близ Тианыво Фригии. Однажды Зевс и Гермес, желая испытать людей, появились в их селении под видом странников. Боги стучались во многие двери, но ни одна из них не открылась. И только хозяева маленькой хижины с покосившейся соломенной кровлей, которых звали Филемон и Бавкида, радушно пригласили их к себе, предложив скромную еду и ночлег. Когда во время трапезы, по неубывающему в кувшине вину, старики начали догадываться, что перед ними боги, то даже собрались пожертвовать для лучшего угощения своим единственным гусем. Боги сдержали хозяев, а в награду за гостеприимство и чистосердечие превратили их хижину в прекраснейший храм, наделили супругов долголетием и приняли их желание – умереть в один день и час. После смерти Филемон и Бавкида не отправились в мрачное царство Аида, а превратились в два дерева – дуб и липу, которые срослись корнями. Со слов современников этих событий жители Фригии многим путникам показывали, протянувшие друг к другу ветви липу и дуб, уверяя, что эти деревья появились после того, как эту местность посетил Зевс. Они почитали эти священные деревья и украшали их венками.

Славяне с практической точки зрения почитали липу как дерево-мать, дарующее своим детям всё необходимое для жизни. Прежде всего это липовый цвет и мёд с их непревзойдённым ароматом. Каждая крестьянская семья пользовалась вырезанными из податливой липовой древесины ложками, чашками, ковшами, подносами и другими предметами обихода. Многие столетия наши предки ходили в липовых лаптях. Из лёгкой липовой древесины делали щиты, которые защищали воинов от вражьих копий и сабель.
Благодаря своей многогранной полезности липовые деревья непременный атрибут большинства старинных поселений. Они создавали тенистый уют на многих подворьях, а стройные ряды этих зелёных красавиц обрамляли улицы и подъездные дороги. Повсеместно считалось, что в липу не бьёт молния, поэтому её смело сажали у домов и не боялись скрываться под ней во время грозы.

Листья липы по форме напоминают сердце, поэтому у восточных и западных славян она сделалась воплощением таких прекрасных человеческих качеств, как сердечность и доброжелательность.

У древних славян липа была священным деревом и отождествлялась с богиней любви и красоты – Ладой. Под кронами больших старинных лип наши предки устраивали празднества, водили обрядовые хороводы, проводили народные собрания и суды.

В славянском фольклоре в песнях и сказаниях по количеству упоминаний липа, пожалуй, занимает первое место. Сколько существует поговорок, так или иначе связанные с липой! Из самых часто употребляемых: не лыком шит (не прост), ободрали, как липку (молодые липы обдирали догола для изготовления лаптей), лыком подпоясанный (нищий), лыка не вяжет (так пьян, что и лыка не может вязать, а это умеет даже младенец).

Липу использовали и как особый оберег. Жители Герцеговины во время венчания держали над головами новобрачных в качестве оберега липовую ветвь. В германской мифологии липа являлась священным деревом богини любви и красоты Фрейи.

Длительная историческая традиция сделала липу национальным деревом чешского народа. Этот исторический факт нашёл отражение в том, что липовый лист, ветвь липы с цветками или липовый венок стали знаками национального достоинства Чехии. На многих почётных наградах Чехии, на государственной печати, на воинских униформах, на гербах и купюрах, мы можем увидеть листья или другие элементы липы – как одну из главных национальных эмблем.

В XVIII веке безупречная репутация липы была неожиданно и безнадёжно испорчена. Народная молва екатерининских времён винит в этом князя Г.А. Потемкина. Суть её сводится к следующему. В 1787 году императрица Екатерина II вознамерилась посетить Малороссию. Готовясь к приезду великой государыни, Потёмкин, тогдашний наместник Украины, начал спешно преображать свой край. По его распоряжению вдоль главного тракта высадили четыре ряда лип, а поодаль расставили ярко раскрашенные “картонные” домики – фальшивые “потёмкинские деревни”. Проезжая в карете по тракту, Екатерина будто бы выглянула в окно и, указав на расписные бутафорские дома, с недоумением спросила:
– Что это такое?
Потёмкин, не разобрав, к чему относится её вопрос, невозмутимо ответил:
– Липа, ваше императорское величество.
Этот исторический анекдот якобы и послужил причиной тому, что “липа” стала символом грубой фальшивки и подлога.